В 2020 году рынку грузовых перевозок приходится крайне не легко по двум основным причинам – начавшийся экономический кризис по всему миру и коронавирус. Причем экономический кризис мирового масштаба начался еще до вспышки COVID-19 и отразился сразу на нескольких отраслях, в числе которых и автомобилестроение, а это в свою очередь сказалось на рынке грузоперевозок. Первыми начали испытывать трудности организации, имеющие выход на международный рынок.
Далее последовали перебои, а местами и остановки работы российских организаций в результате введенных ограничений из-за распространения коронавирусной инфекции. А это повлекло за собой сокращение заказов на грузоперевозки.
С самого начала 2020 года появились отдельные случаи снижения грузоперевозок (и не только по погодным условиям, как это обычно бывает в это время года), а к марту они стали уже тенденцией. Примечательно, что падение грузоперевозок практически на треть наблюдалось не только на внутреннем, но и на международном рынке в самых разных сегментах, что показывает всю серьезность сложившейся ситуации и не предполагает скорейшего “выздоровления” отрасли.
Активное распространение коронавирусной инфекции побудило многие страны закрыть свои границы, либо устраивать длительные проверки, в связи с чем время прохождения границ значительно увеличилось (от 2 до 4 дней). Так, например, Китаем было предложено производить разгрузку без заезда в страну, то есть в пунктах перехода границы, а после и вовсе перекрыл эти переходы для иностранных грузоперевозчиков.
По оценкам Центрального банка и крупных российских транспортных компаний уже в марте произошло сокращение на 30% импорта в Российскую Федерацию транспортных услуг, а соответственно и собственных грузоперевозок. Значительно сократился импорт из КНР, из-за введения карантина в Поднебесной и остановки большого количества производственных предприятий. В это же время грузопоток из стран ЕС снизился примерно на 20-30%.
В свое время было дано несколько распоряжений государством относительно ограничения движения через пункты пропуска с КНР, а так же по особому передвижению по некоторым субъектам РФ. Но данные распоряжения не были сразу полностью разъяснены, в связи с чем у водителей грузовых транспортных средств стали возникать препятствия на их пути. Правда, некоторое время спустя, и первый, и второй документ получили разъяснения, и стало полегче. Но при этом водителю, для проезда по нескольким регионам, необходимо было иметь при себе большое количество различных справок.
А в некоторых регионах и вовсе стали требовать пропуска и справки не только на грузовики, но и на водителей. А были и требования о двухнедельном карантине водителей, но ведь часто компании не могут себе позволить оплачивать двухнедельный простой работника, и тем более содержать дополнительный штат для замены.
Все перечисленные требования, предъявляемые к грузоперевозкам напрямую повлияло на качество оказываемой услуги, стали срываться сроки поставок и увеличилась стоимость.
К счастью, к концу апреля постепенно ситуация стала приобретать положительную тенденцию на рынке грузоперевозок. Так, постепенно стал увеличиваться грузопоток между Китаем и Российской Федерацией. Однако по некоторым причинам, в том числе и из-за ослабления рубля, достижение уровня грузоперевозок прошлых лет может занять больше года.